Всегда ли полезно Раннее Развитие?

В последние 15 лет интерес родителей к раннему развитию заметно вырос. Принесло ли это только пользу?
Давайте попробуем разобраться.

Вот, что мне сказал директор одной из известных частных школ,
— Центры развития «натаскивают» ребенка на чтение, счет и другие знания, после чего ребенок даже в первом классе уже испытывает сильное отвращение к самому процессу учебы!!!
Эта точка зрения меня сильно удивила. Мне пришлось разобраться — почему же так происходит?

А ответ оказался простым. Сейчас в Одессе работает немногим менее 200 организаций занимающихся с дошкольниками. А это требует около 1000 квалифицированных специалистов! А как же иначе, это же дети!!!
Ну, скажете Вы, это не проблема, ведь у нас есть педагогические учебные заведения и они выпускают достаточно специалистов.

Вот тут как раз и кроется ключ всех проблем.

– педагогические учебные заведения учат
учителей, которые воспринимают процесс обучения
как
необходимую повинность любого ребенка.

Т.е. с традиционной точки зрения — ребенок обязан быть подвергнутым процессу обучения. И желание ребенка тут далеко не на первом месте.
Но, возразите Вы, ведь все дошкольные учителя используют «игровой подход»!!!  А значит все хорошо!

А вот и нет! Кто-нибудь вникал по настоящему, что стоит за выражением «игровой подход»?
Ну, это просто  – «занятие проходит в игре»!
А что значит «занятие проходит в игре»?
Ну это когда детям интересно! – скажет грамотный родитель.
— А как узнать что детям это интересно? Каковы четкие критерии этого?

Видел я как-то урок одного «традиционного» учителя, который, по его мнению, полностью построен на «игровом подходе».
Дословно:
— сядьте детки на стульчики, ручки сложите на коленки и слушайте…
— нет нет, ручки на коленки!!!
(интересная игра, подумал я)
…..

— Послушали, а теперь под музыку прыгаем как зайчики!!! Нет, как зайчики!  Вот так и вот так!…. А теперь как лягушки!!!
(Аллилуйя!!!  Вот и он! Игровой подход!!!)

Через пятнадцать минут такого занятия дети реально устали! Они уже не могли, сидеть, сложа ручки, их буквально что-то заставляло шевелиться даже против их воли.
На что преподаватель сказал – они видимо уже устали!
(Тут мне стало понятно, почему с официальной точки зрения, нельзя заниматься с малышами больше 20 минут… они просто не выдерживают)
Я спрашиваю преподавателя:
— А почему дети устали за 15 минут? Если они реально могут бегать и прыгать целый день, причем без обеденного сна и не устать!!!

Преподавателя этот вопрос поставил в тупик…. Действительно, попрыгать несколько минут как зайчик, несколько как лягушка, да на стульчике посидеть – это ведь не тяжелая атлетика.

А устали они вовсе не потому, что прыгали, или бегали…

На занятиях дети устают только потому,
что заставляют себя подчиняться!!!

Для преподавателя взгляд с такой стороны был неожиданным.
«А как же еще можно проводить занятия? Это же игровой подход!», — сказал он.

 И вот тут я понял,
что
фраза — «игровой подход»
уже давно используется как красивая этикетка
на
достаточно вредных «жвачках и чипсах»…

Сейчас, наверное, нет ни одного центра развития, ни одного преподавателя в дошкольной среде – который скажет что у него не игровой подход!

Но, по-настоящему игровой подход используют считанные единицы учителей!!!

Не верите?

Сейчас попробую доказать….

Итак для начала разберем, что же есть такое настоящий «игровой подход».

Настоящий игровой подход
это когда дети участвуют в занятии
на собственном энтузиазме!!!

Именно так, как они играют в лего, машинки или куклы. И никак иначе!

Тут я впервые приведу мои собственные, проверенные годами работы, критерии настоящего игрового подхода.

Хорошо понимая эти критерии,
легко отличить качественное и полезное занятие
от занятия убивающего любопытство и жажду знаний.

Сначала, критерии простые.
Ребенок —

  • С радостью ждет занятия
  • Выбирает занятие вместо детской площадки/горки
  • Готов съесть нелюбимую кашу, чтобы пойти на урок (реальный случай).

А теперь критерии посерьезнее.

Преподаватель на занятии, ни в коем случае:

  • Не использует повелительное(!!!) наклонение! (скажи, принеси, подай, нарисуй и т.п.) Вообще не использует! ;
  • Не подкупает детей! (в конце, если будешь себя хорошо вести, я нарисую/дам тебе звездочку/наклейку/конфетку/сахорок!);
  • Не занимается воспитанием! (за исключением экстренных случаев, например, кто-то кого-то ударил или забрал что-то);
  • Не поддерживает дисциплину! (в этом просто нет необходимости, опять же кроме экстренных случаев)

И при этом на занятии ребенок:

  • Полностью вовлечен в процесс (не отвлекается);
  • Участвует с хорошо видимым энтузиазмом (что называется «Горят глаза!»);
  • Находится в приподнятом эмоциональном состоянии;
  • Сожалеет, что занятие подошло к концу.  

Только соблюдение ВСЕХ этих критериев является признаком настоящего Игрового Подхода!
Только
эти критерии гарантируют полезное занятие!!! Занятие на котором сохраняется природное любопытство и стремление к знаниям!!!
За 11,5 лет нашей работы к нам не пришел НИ ОДИН человек, сразу умеющий по-настоящему так работать!!!
Поэтому наших преподавателей мы обучаем сами. И поверьте это совсем не простое обучение. Большинство так и не смогло его пройти. За 11 лет на приемлемый уровень вышло не более 20-25 человек.
Больше, насколько мне известно, этому не учат нигде в Одессе.

А как ведут занятия остальные преподаватели?
Чаще всего им приходится поддерживать дисциплину, уговаривать детей делать что-то «полезное», настаивать и т.д. и т.п.

Вот как раз такие занятия и вредят детям. Лишают их любопытства и жажды знаний. Приучают к тому, что учеба скучна и неинтересна!
Именно по этим причинам «официально» длительность занятий не должна превышать 30 мин. Именно по этому вальдорфцы вообще отказываются учить детей читать до 8-9 лет! И они правы.
Лучше ребенка не учить читать, чем учить так, что он потом на протяжении всей жизни, по доброй воле, книгу в руки не возьмет.

Итак, возвращаясь к вопросу, по-настоящему квалифицированных преподавателей для работы с детьми от 1-го до 6 лет практически нет!!!

Кстати я не говорю что хорошие преподаватели только у нас. Есть центры открытые моими учениками, в которых они (мои ученики) ведут достаточно качественные занятия. Так же, редко, но все же встречаются, люди с врожденным правильным подходом. Но их, во-первых мало, во-вторых передать эту свою способность они, как правило, никому не могут. И к тому же вероятность найти такого сотрудника на «бирже труда» очень близка к нулю…

Где же центры развития берут квалифицированные кадры?
Получается выбор школы развития та еще лотерея…

Лично мы долго и упорно выискиваем подходящих людей, затем долго и упорно обучаем их.

— Зачем же вам такие жесткие критерии?, — спросите вы, это же крайне не выгодно…

Да при таких ценностях, экономическая целесообразность стоит под сомнением. Но я лично не хочу зарабатывать деньги на том, чтобы отбивать у детей желание учиться, гасить в них любопытство и жизнерадостность.
Так вот и собственно ответ на вопрос статьи —

раннее развитие  (как и любое обучение детей от 1 до 6) может быть полезным, только если оно проводиться на собственном интересе детей (соблюдаются все изложенные выше критерии)!!!

«А с чего вы взяли, что вообще, ваш взгляд на этот вопрос имеет право на существование?», — спросит придирчивый (а может и дипломированный педином) читатель.

На это я могу ответить, обозначив только некоторые из наших достижений:
Мы разработали и активно используем свой подход к обучению, основанный на собственном интересе детей. Эффективность и целесообразность  которого за последние 7 лет все больше и больше подтверждается.
Много мам, приходит к нам со своими вторыми детьми.
Один из преподавателей частной школы – сказал, что детей после «Ладушки» — хорошо видно. Они более независимы, хорошо успевают, их не так просто деморализовать.
И т.д. и т.п.

Так же уже 4-й год, практически ежедневно мы наблюдаем, у младших школьников, последствия различных подходов дошкольной подготовки, у себя в альтернативной школе.
Возможно позже я глубже раскрою некоторые затронутые здесь вскользь вопросы.

Опубликовано в Прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*