Как мы относимся к подходу Юлии Гиппенрейтер?

Недавно, рассказывая одному человеку об особенностях нашего подхода к обучению (особенно в проекте обучения школьников), мне был задан вопрос:

— А как Вы относитесь к трудам Юлии Гиппенрейтер?

Меня несколько смутил этот вопрос…. Ну как я могу относиться к трудам, пусть и очень известного человека, которые я не…..

Как-то преподаватель в университете, рассказывал:

— Интеллигентные люди никогда не спрашивают «А читали ли Вы ….», Потому, как считается, что образованные люди читали все известные книги, и намекать на необразованность кого-либо некультурно… Поэтому если возникает необходимость поинтересоваться — спрашивают «Не перечитывали ли Вы ….».

Так вот:

…. которые я не перечитывал…..

Пришлось «перечитать»… Ну точнее «переслушать», потому, как в наш современный век, лично мне, книгу проще прослушать, чем прочитать. Слава Богу нашлись люди и записали аудиокнигу.

Думал, ну что нового я могу там узнать…

Оказывается кое что есть…)))

Вот один сильнейший, на мой взгляд отрывок! Особенно он важен для тех кто учит детей.

Отрывок из книги —  «Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

(Рекомендую указанную книгу всем педагогам, а так же родителям, считающим что их отношения с собственными детьми оставляют желать лучшего…)

»
ЧЕТЫРЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ

Ваш ребенок чему‑то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

Первый, самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.

Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть — учить самого себя.

Третий результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Наконец, четвертый результат — след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. (Имеется ввиду эмоциональный след на взаимоотношениях с учителем!!! Прим. — моё) Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны Друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств),

Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!»

Интересно то, что в своей работе с дошкольниками, и особенно малышами, мы ориентируемся именно на все эти  четыре результата!!!  Понимая эти правила «задней мыслью», мне было очень приятно встретить настолько четко обозначенное и осознанное описание «правильного» подхода к обучению.

А как Вы думаете, на какие, из этих 4-х результатов ориентируются школьные учителя?

 

Второй «зацепивший» меня момент книги —

»
…Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая (рис 3.1‑6), так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее…»

Получается, что мои дети будут уметь делать только то, чем я (или другие взрослые), буду с ними заниматься…  Т.е. если я сделал с сыном моторную лодку, то он будет уметь это делать, а если посмотрел вместо этого с ним телевизор, то соответственно —  он будет уметь смотреть телевизор…

Кстати, что касается телевизора, то уже лет 7, как мы свой подарили….

Проанализировав свои «умения» — я могу сказать, что практически все, что я умею, действительно так или иначе было результатом «совместной работы» со знающими взрослыми. И в подавляющем большинстве это были не школьные учителя…

Значит если со своими детьми ничем интересным не заниматься, то все что они будут уметь после обычной школы — это читать, писать, решать искусственные задачи, ну если повезет с «трудами» то еще что нибудь простое мастерить… И не более того… Вузы не очень дополняют этот список. Общался я со студентами электронщиками… Которые транзисторы и резисторы, только на лабораторных работах видели…

Раньше хоть кружков много было — ходи не хочу…  А сейчас в основном только танцевально — спортивные направления. Это конечно хорошо, но это для тела! А для ума что? Интеллектуальных направлений почти нет.

Знаю я две семьи… В одной — глава семьи ничего особенного не умеет, ходит на работу,  свободное время проводит «как все», пиво, телевизор…. В другой — глава семьи сам лично построил 5-ти метровую лодку (!!!), оформил все документы и выходит с семьей в море…

Угадайте какая из этих семей живет в частном доме и ездит на джипе?

 

Что же делать?…

…Бегу строить с сыном первую лодку…

 

Опубликовано в Прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*